Ставская Елена, 10 класс
Учитель: Джусь Вера Николаевна
Мы живём в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева. Человек так привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают (может быть и Вам случалось просыпаться из-за того, что часы, остановившись, перестали тикать).
Абсолютной тишины можно добиться только в специальной сурдокамере (“сурдос” – по латыни “глухой”) –побывавшие в этой “комнате полной тишины” космонавты признавались, что это одно из самых трудных испытаний.
Мы не всегда можем определить происхождение того или иного звука, они сливаются, “накладываются” друг на друга – это уже не просто отдельные звуки, а шум…
И всё-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко и безошибочно выделяет особые звуки – музыкальные.
Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передаёт впечатления от окружающего нас мира. Она может вызывать у слушателей ощущение света или тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады…
Ещё в древности было сложено множество легенд о том, как возникла музыка. Древние греки считали её великим даром богов. Бог Аполлон был у них покровителем искусства, и особенно музыки. Его обычно изображали с музыкальным инструментом в руках. В русских сказаниях о певце-гусляре Садко и древнегреческой легенде об Орфее отразилась любовь человечества к музыке, восхищение её красотой.
Ещё при первобытном обществе, на заре человеческого развития музыка играла очень важную роль. Матери, напевая, укачивали детей, воины устрашали врагов воинственными песнями-кличами, пастухи протяжными зовами собирали стада. Если из племени кто-то умирал, то его провожали песней-плачем. Музыка входила и в игры первобытных людей. Люди постепенно учились отбирать из множества шумов музыкальные звуки, научились их связывать между собой. Музыка первобытных людей была довольно простая, но в то же время с довольно сложным ритмом, который помогал найти им ритм в работе.
В Древней Греции музыка звучала в театральных представлениях, даже стихи поэты декламировали словно песню, аккомпанируя себе на лире или кифаре.
Пифагор, знаменитый философ и математик положил начало особой науке – музыкальной акустике. Названия многих музыкальных терминов берут начало в Древней Греции. А греческие мудрецы Платон и Аристотель придавали музыке особое значение в воспитании разностороннего, гармонически развитого человека.
Музыкальная культура на Руси начиналась, как и везде, с создания народных песен. Песни обычно сочинял народ, но уже в Древней Руси появились музыканты-профессионалы – певцы-сказители, сопровождавшие пение игрой на гуслях. Такой певец упоминается в “Слове о полку Игореве”, звали его Баян. Были также скоморохи. Они выступали на площадях, ярмарках, их приглашали на свадьбы и другие празднества.
Жаль, что в то время всё творчество было устным, все мотивы передавали на слуху, потом они, естественно, несколько менялись. Так что мелодии наших далёких предков мы уже никогда не сможем услышать, это умерло вместе с ними. Но в X-XI в.в. на Руси появилась письменная профессиональная музыка. Сначала это было так называемое крюковое письмо: каждый звук записывался особыми значками – знамёнами(или крюками), они не указывали высоту каждого звука, а лишь напоминали певцам об общем мелодическом рисунке напева. На Руси были очень распространены песнопения. Сначала они были одноголосными, но постепенно начинает развиваться и многоголосье.
С конца XVII века начинает развиваться и светская музыка. Очень много для этого сделал великий русский царь Пётр I. Входит в обычай домашнее музицирование – исполнение одноголосных песен в сопровождении клавесина, арфы или гитары, а позднее из них вырастает и бытовой романс.
Во второй половине XVIII века начинают открываться музыкальные театры, где ставились первые отечественные оперы.
XIX век принёс влияние романтизма. В музыку приходят сказочные, фантастические образы.
Рождение русской оперы “Иван Сусанин” М. И. Глинки открыло русскую классическую музыку. В этой опере Глинка поднял на высший для своего времени уровень профессионального мастерства музыкальное произведение, при этом не только не утратив национального своеобразия, но и выявив его так полно и ярко, как это не сумел сделать ни один из предшественников великого композитора.
С середины XIX века начинается огромный общественный и культурный подъём в России. Публичные концерты стали проводить регулярно, в оперные театры приходит новая публика. Развивается и музыкальная критика.
В 1859 году великий русский пианист и композитор А. Г. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, которое очень много сделало для развития музыкальной культуры. В 1862 году он добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения – Петербургской консерватории и встал во главе её. В первом выпуске консерватории были П. И. Чайковский, крупный музыкальный критик Г. А. Ларош. Долгое время профессором этой консерватории был Н.А. Римский-Корсаков. Теперь консерватория носит его имя. В 1866 году открывается консерватория в Москве, ее основал брат А.Г. Рубинштейна – Н.Г. Рубинштейн. В этой консерватории преподавал П.И. Чайковский, а впоследствии консерватория стала имени Чайковского. В Московской консерватории обучались такие известные композиторы, как С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин.
Приезд в Петербург молодого композитора и пианиста Милия Алексеевича Балакирева было событием поистине историческим. К этому молодому таланту тянулись молодые композиторы- любители. Он познакомился с военным инженером Цезарем Антоновичем Кюи и офицером Преображенского полка М.П. Мусоргским. К ним присоединились большой знаток искусства В.В.Стасов, учащийся морского корпуса Н.А. Римский-Корсаков, профессор химии А.П. Бородин, позднее они познакомились с П.И. Чайковским. Всех этих различных по профессиям людей объединяло одно – огромная всепоглощающая страсть к музыке. Так сложился кружок, известный как “Могучая Кучка”. Появился он только благодаря Балакиреву, его таланту, творческой смелости, внутренней силе. Члены этого общества обсуждали свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно они ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза и Листа.
Именно в кружке родились идеи по написанию опер по “Слову о полку Игореве” Бородина и “Хованщина” Мусоргского.
Постепенно деятельность “Могучей Кучки” принимает широкий общественный размах. В 1862 году Балакирев совместно с Г.Я. Ломакиным организовывает бесплатную музыкальную школу, дирижирует симфоническими концертами Русского музыкального общества, в которых исполнялась музыка его товарищей по кружку.
Членов “Могучей Кучки” связывала тесная дружба, они всегда были готовы поделиться с другом идеями, сюжетами, прийти на помощь. Так, Балакирев и Мусоргский подсказали Римскому-Корсокову сюжеты симфонии “Антар” и оперы “Псковитянка”; Кюи и Доргомыжский подарили Мусоргскому мысль об опере “Женитьба”; Бородин подарин Римскому-Корсокову сборник алжирских мелодий, откуда были заимствованы основные темы “Антара”.
Балакиревцы восхищались красотой русской песни. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 – Римский-Корсаков. Деятельность “Могучей Кучки” оказала очень большое влияние на развитие всей музыкальной культуры XIX века.
Новые исследования позволяют утверждать, что звуки музыки оказывают целительное действие на человеческий мозг. Они способствуют регуляции некоторых функций организма, синхронизации моторных навыков, улучшению памяти и внимания. Музыка даже может сделать нас талантливее.
Судя по результатам клинических исследований и мнению специалистов, музыка способна:
И, что самое замечательное, средства от всех этих болезней, возможно, уже хранятся в вашей домашней фонотеке. Сюзанна Хапир, председатель отделения музыкотерапии Беркли колледжа в Бостоне, говорит: “В этой области не существует точных предписаний. Всё зависит от вашей индивидуальности, особенностей воспитания и музыкального вкуса. Влияние музыки основано на воспоминаниях, чувствах и ассоциациях, которые пробуждает в вашей душе то или иное произведение. На одних людей глубокое воздействие оказывает классическая музыка, на других - джаз. Главное - сделать правильный выбор.”
Опытная группа, состоящая из 20 мужчин и женщин, справились с симптомами депрессии при помощи музыки. Её участники сочетали прослушивание знакомых мелодий со специальными методиками, снижающими стресс. В контрольной группе, где этими приёмами не пользовались, не удалось добиться улучшения состояния в течение двух месяцев.
Если у вас тяжёлая форма депрессии, без консультации специалиста не обойтись. Однако, если вы жалуетесь лишь на скверное, подавленное настроение, одной музыки может оказаться вполне достаточно.
Наилучшим выбором в этом случае будут бодрые, энергичные ритмичные мотивы. В зависимости от вашего вкуса это может быть оркестр под управлением Дюка Эллингтона, быстрая музыка в стиле “Барокко” или бодрая мелодия из репертуара “Битлз”. Старайтесь дышать и двигаться в такт музыке. Ваши движения должны быть лёгкими, стремительными, парящими. После того, как мелодия отзвучит, присядьте и отдохните.
Классическая и современная музыка помогла 24 из 25 человек, у которых отмечались проблемы со сном, засыпать быстрее, спать дольше и возвращаться к приятным сноведениям после ночного пробуждения. Такого мнения придерживаются учёные из Луисвильского университета. В этом случае разумно выбирать негромкие, медленные, мелодичные отрывки без сильно выраженного ритма. Таких фрагментов можно найти множество в классической музыке любого периода. Подойдут мелодии Генделя или Вивальди или, если обращаться к более современным образцам, “Волшебное кольцо” Майка Роуленда, которое использовали практикующие музыкотерапевты.
Старайтесь замедлить свой жизненный ритм после ужина. Не пейте кофе во второй половине дня и не разговаривайте по телефону, а также не смотрите телевизор после девяти часов вечера. Ближе ко сну слушайте нежную, тихую музыку. Продолжайте слушать её в постели, расположившись поудобнее и выровняв дыхание.
По данным многочисленных исследований, успокаивающие мелодии могут устранять чувство тревоги, понижая кровяное давление и снимая учащённое сердцебиение, даже если внешние условия порождают стресс. Рутинный, ежедневный стресс также поддаётся влиянию музыки, считает доктор Хансер. Вот её методика.
Выбирайте музыкальный фрагмент, который полностью захватывает ваше внимание и позволяет отогнать докучливые, беспокоящие вас мысли. Вам необходимо внутренне освободиться и рассеять тревогу. Овладевая вашим вниманием, музыка в то же самое время расслабляет тело.
Характер музыки может быть различным. Некоторым подходит медленный мотив - любовная песня или баллада в великолепном исполнении Эллы Фитцджеральц или Фрэнка Синатры или спокойная инструментальная пьеса. НО если во время спокойной музыки ваш мозг не в состоянии избавиться от будоражащих его мыслей, следует выбрать более динамичную мелодию.
Слушая музыку, располагайтесь поудобнее, сидя или лёжа там, где вас никто не беспокоит. После трёх - пятиминутного прослушивания начинайте выполнять специальное упражнение. Начиная с ног, медленно напрягайте, а затем расслабляйте мышцы. После музыкотерапии к вам вернётся позитивное отношение к действительности в сочетании с ясностью мышления.
Болевой синдром после хирургического вмешательства или хроническая боль поддаётся благотворному воздействию лёгких увлекающих за собой ритмов. Учёные Йельского университета установили, что пациенты, которые слушали свои любимые мелодии, быстрее приходили в себя после операции и в меньшей степени нуждались в успокоительных и обезболивающих средствах.
По мнению Алисии Энн Клер, музыкотерапевта, профессора Канзасского университета, звук и ритм могут принести облегчение как при кратковременной боли, так и при хронической, вызванной артритом или остеопорозом. “Музыка не избавит от необходимости принимать обезболивающее, - говорит она, - но может заметно усилить их эффективность.” Для борьбы с болью лучше всего подходят негромкие, успокаивающие, снижающие напряжение ритмы. “Вам необходимо разомкнуть кольцо боли и дать возможность расслабиться телу, а для этого необходимо отвлечься, - говорит Марта Берк, директор Центра музыкотерапии. - Нежная, небыстрая, плавная музыка способствует расслаблению, которое, в свою очередь, может изменить ваше восприятие боли.”
В этом случае очень кстати может оказаться колыбельная или подобные ей мелодии. Иногда для начала больше подходит темпераментный отрывок, который увлечёт и поведёт за собой. После него можно переключиться на более спокойный мотив и слушать его в течение 3-10 минут. Такая музыка поможет замедлить учащённое сердцебиение и дыхание и обеспечит расслабление. “Необходимо снять напряжение, которое вызывается болью”, - поясняет Берк.
Слушая музыку, расположитесь поудобнее, сидя или лёжа. Старайтесь не отвлекаться от мелодии, иначе лечебное действие может быть ослаблено.
Механизм терапевтического воздействия музыки в точности неизвестен, но очевидно, что наш мозг реагирует на неё.
В структуре мозга и мышечных тканей есть нечто, которое подчиняется музыкальному ритму. Музыка активизирует наш мозг на невербальном уровне, помогает сосредоточиться и способствует регуляции многих функций организма.
Правильно выбранная мелодия способна отвлечь от боли, поднять настроение, вызывать пробуждение воспоминаний и ассоциаций и нормализовать определённые биологические ритмы. Музыка - сложное единство, которое несёт в себе темп, ритм, мелодию, гармонию. Именно поэтому она оказывает стимулирующее воздействие на различные области мозга.
Исследования и эксперименты в этой области позволяют утверждать, что люди, перенёсшие инсульт или страдающие болезнью Паркинсона, движутся значительно более уверенно, если их буквально ведёт за собой мелодия с чётким, ясно выраженным ритмом. Музыкотерапевты убеждены, что именно ритм оказывает благотворное действие на моторные навыки и способствуют синхронности движения.
Возможно, этим же объясняются возможности музыки нормализовать ритм сердечной деятельности, понижать кровяное давление, замедлять дыхание и понижать уровень стресса.
Музыка - это акустические колебания. Они воспринимаются органами слуха. Проведённые исследования показали, что акустические низкочастотные волны оказывают выраженное стимулирующее воздействие на резервные силы организма. Именно это свойство музыки положено сегодня в основу работы Центра стимуляции органов при Министерстве обороны.
Кроме того, через восприятие музыкального произведения человек получает информацию, то есть на него оказывается определённое информационное воздействие. Ароматерапия, например, тоже формирует канал информационного воздействия, только в другом диапазоне. Тоже и с психологическим влиянием на человека цвета и так далее.
Есть такое понятие, как психосоматика, то есть взаимосвязь психоэмоционального состояния человека и его органического состояния. Используя эту взаимосвязь, можно тем или иным способом облегчить течение заболевания и даже иногда вылечивать отдельные болезни.
Правда, когда мы говорим об акустических воздействиях, то надо помнить, что существуют ещё и такие понятия, как мантра и молитва.
Мантра - это пение определённого звукового сочетания с целью того или иного воздействия на человека. Её произношение вызывает определённые звуковые колебания, работающие, в том числе, и на исцеление. Музыкальное сопровождение может поддерживать воздействие этих колебаний, но только в том случае, если музыка с ними гармонично сочетается. Примеры излечения с помощью мантр описываются в книге Левшинова “Соль жизни”.
С помощью молитвы через акустические колебания вызываются совершенно другие процессы. Они ближе к тому, что сейчас называется энерго - информационной медициной. При этом могут происходить довольно глубокие изменения в состоянии больного организма и такие вещи, которые можно назвать необъяснимыми исцелениями.
Положительный эффект в результате молитвы достигается в любом случае. Но если человек молится с верой и искренне, то эффект этот будет, несомненно, выше, нежели при механическом, хотя и регулярном чтении: элемент веры в данном случае нечто определяющее.
Я провела опрос среди моих сверстников и старшего поколения о том, какую музыку они предпочитают. В результате получилось:
направление поколение |
младшее |
старшее |
современная |
95% |
92% |
классика |
5% |
8% |
современная и классика |
3% |
5% |
Психологи используют классическую музыку в сочетании со звуками природы в тренингах, чтобы помочь их участникам почувствовать себя более раскрепощёнными, расслабиться и раскрыть свою душу.
Также классическая музыка хорошо влияет на развитие плода. Я провела эксперимент на инкубаторских цыплятах, которые не вылупились в положенный срок. После двухдневного прослушивания классической музыки, они стали вылупляться один за другим! Это подтверждает целебное свойство музыки.
Музыка, как один из главных видов искусства, сопровождала нас в процессе развития цивилизации. Она всегда являлась отражением наших духовных переживаний и неотъемлемой частью культуры каждой страны. Музыка, независимо от её направления, должна приносить радость, пробуждать чувство прекрасного. К сожалению в современном мире гармоничной музыке отводится все меньше места. Люди, особенно молодые, предпочитают слушать реп, тяжелый рок и т.д. Такая музыка побуждает людей совершать неблаговидные поступки, развивает депрессию, порождает конфликты. Говорят, “красота спасет мир”. Я надеюсь, что добро победит зло. И хорошая музыка будет для добра большим подспорьем.